четверг, 6 января 2011 г.

Украинцам недостаточно действующих 680 дорожек для боулинга. Всем желающим открыть боулинг-клуб необходимо инвестировать $0,5–3 млн, которые окупятся за 3–4 года.

По оценкам специалистов компании «Маркет-Сервис 3», в Украине существует всего около 680 дорожек, то есть одна дорожка приходится более чем на 65 тыс. чел., а общее количество клубов в лучшем случае приблизилось к 100 (для сравнения: в США — свыше 5 тыс., а в соседней России — около 600). Столь небольшое количество мест для игры обуславливает повышенный интерес к украинскому рынку боулинга не только отечественных бизнесменов, но и зарубежных инвесторов, в том числе из Германии и балтийских стран. На открытие нового боулинг-клуба потребуется от $500 тыс. (при условии размещения в торгово-развлекательном центре). Предложив посетителям помимо игры различные дополнительные услуги, заведение вполне сможет демонстрировать рентабельность в 25–35%.

Побег от одиночества

В независимой Украине боулинг официально появился в 1998 году, когда Олег Ольховой осмелился реализовать достаточно авантюрную идею — на месте киевского ночного клуба Disco 2000 открыл другое заведение — «Страйк». «Только интуиция и абсолютная вера в собственные силы позволили создать заведение, которое стало точкой отсчета развития национальной индустрии боулинга, — рассказывает Олег. — Тогда среди посетителей доминировали представители бомонда, и это вполне объяснимо, ведь они искали место, чтобы отдохнуть от публичной жизни и чувствовать себя как дома. Сейчас пытаемся постоянно идти в ногу со временем и учитывать пожелания всех клиентов, именно поэтому предложили посетителям суши-меню и открыли винную комнату с сомелье, получившими образование в Италии». К достоинствам «Страйка» также можно отнести оформление интерьера в стиле «вестерн», наличие достаточно редкого явления — зимнего сада и живого огня в печи, уже привычного бильярда и ресторана европейской и японской кухни, ну и, конечно, зала с 12 дорожками для боулинга.
Успех господина Ольхового не прошел незамеченным, и у «Страйка», хотя и не быстро, начали появляться последователи. И если до 2006 года они строили и открывали с нуля боулинг-клубы в автономных зданиях, то в дальнейшем начали размещать заведения в торгово-развлекательных центрах. В таком случае нет необходимости инвестировать большие средства, а раскрутиться благодаря соседям намного легче: происходит обмен потоками посетителей, что приводит к взаимному увеличению оборота. В целесообразности и рациональности этой тенденции на собственном опыте убедились в сети «Турбина». На протяжении 2007 года им удалось открыть сразу четыре боулинг-клуба в составе торгово-развлекательных центров: в Черновцах, Ровно, Севастополе и Полтаве. «В перспективе планируем расшириться до 10–12 клубов. Наши заведения, кроме основной развлекательной составляющей — боулинга, предлагают посетить также рестораны, бары и бильярды, детские площадки и PRO-shop, дискотеки, школы боулинга для детей и людей с дефектами слуха», — заявляет Сергей Булуктаев, исполнительный директор компании «Маркет-Сервис 3», управляющей сетью «Турбина».

Никто не останется без внимания

Наибольшее число боулинг-клубов расположено в Киеве — около 15 объектов, которые уже успели открыть филиалы в других городах страны и пытаются конкурировать между собой не так количеством дорожек, как дополнительными услугами. «Мы завлекаем итальянской пиццерией, десертным баром, пивным пабом, 130 игровыми аттракционами для детей и взрослых, услугами няни и диско-боулингом — уникальным развлечением, совмещающим игру и танцы под электронную музыку», — отмечает Инна Безмалова, бренд-менеджер сети боулинг-клубов «Витамин». Сеть с 2003 года позиционируется в семейном формате и состоит из трех заведений: первое находится в Кривом Роге в ТРЦ «Солнечная Галерея» (14 дорожек), остальные два в Киеве — на Оболони в ТРЦ Dream Town (16 дорожек) и Теремках в ТРЦ «Магеллан» (18 дорожек). Правда, существовал еще четвертый клуб на Петровке в ТРЦ «Блокбастер» (14 дорожек), но 19 июля он был закрыт по техническим причинам.
Чтобы повысить рентабельность и быстрее окупить вложения, рекомендуется в столице открывать боулинг-клубы, имеющие не менее 16, а в регионах — не меньше 8 дорожек.
Имидж любимого места тусовки молодежи старается поддерживать сеть «Максимум» с боулинг-клубами: в Киеве, Донецке, Харькове и Днепропетровске. По словам Владимира Лодзинского, арт-директора «Максимума», в их клубах можно потанцевать на DJ-вечеринках, посмотреть стриптиз, покурить кальян и сигары, пострелять в интерактивном мультимедийном тире, поужинать в ресторане и отведать один из 10 сортов пива. До запрета игорного бизнеса здесь также была возможность сыграть в покер и блек-джек с минимальной ставкой в 25 грн и американскую рулетку с минимальной ставкой в 5 грн.
Размер все-таки имеет значение — он является отличительной чертой «Джамбо», который открылся в 2007 году в киевском ТЦ «Плазма» и до сих пор остается крупнейшим боулинг-клубом в Украине (30 дорожек, площадь — 5 тыс. кв. м, 120 человек персонала). «Я занимаюсь боулингом 10 лет, поэтому мое заведение в первую очередь ориентируется на профессионалов. Мы даже предоставляем возможность каждому игроку натирать дорожки специальным маслом, и чтобы оно не высыхало, в помещении постоянно поддерживается температура не выше 18°С. Поклонников других видов спорта ждет спорт-бар с несколькими ТВ-панелями, на которых можно наблюдать за прямыми трансляциями национальных футбольных чемпионатов, Лиги чемпионов и Лиги Европы, боксерскими поединками, хоккейными и баскетбольными матчами, соревнованиями по теннису и автогонками «Формула-1», — подчеркивает Андрей Пашев, владелец «Джамбо».
В отличие от многих своих собра­тьев, маленький боулинг-клуб (всего 4 дорожки) в учебно-оздоровительном комплексе «Олимпийский стиль» на базе университета физкультуры в Киеве имеет сугубо спортивную направленность, и сюда приходят далеко не развлекаться. «Зато можно научиться играть в боулинг, заказав по заранее купленным абонементам учебные занятия с опытным инструктором, а профессиональным игрокам лучшего места для подготовки к международным соревнованиям не найти. Помимо этого у нас можно воспользоваться услугами тренажерного зала, солярия, массажного салона, центра аэробики, рингов для бокса и кикбоксинга, а также отдела реабилитации кардиореспираторной системы и опорно-двигательного аппарата, оснащенного современной аппаратурой для функциональной диагностики», — сообщает Александра Оленюк, начальник отдела маркетинга и рекламы «Олимпийского стиля».

Резерв в основе

Прямоугольная форма, отсутствие колонн и перемычек, длина не менее 35–45 м и высота не ниже 4 м — необходимые параметры, которым непременно должно соответствовать любое помещение для открытия боулинг-клуба. Что же касается общей площади, то для самого маленького клуба на 4 дорожки хватит и 500 кв. м, а вот мультиразвлекательный комплекс на 10 дорожек и более требует от 1,5 тыс. кв. м. Однако, чтобы повысить доходность и быстрее вернуть стартовые вложения, Инна Безмалова рекомендует в столице открывать клуб, имеющий не менее 16, а в регионах — не меньше 8 дорожек, поскольку, чем больше дорожек, тем меньше удельные затраты на каждую из них.
Кстати, одна дорожка в среднем загружена 6–8 часов в сутки и обеспечивает $7 чистой прибыли в час или лишь $20,5 тыс. в год. Получается, что исключительно на шарах и кеглях много не заработаешь, и не удивительно, что для оптимизации финансовых показателей в боулинг-клубах предусмотрен широкий спектр дополнительных услуг, на которые, собственно, и приходится до 60–80% суммарной годовой прибыли.
Андрей Пашев утверждает, что предприниматели ценят буквально каждую копейку и пытаются удовлетворить запросы самого привередливого клиента: например, заботятся о наличии в клубе PRO-shop. «Это небольшие специализированные магазинчики с аксессуарами для игры — обувь, фиксаторы кисти, напульсники, сумки и т.д. Там же работает и дриллер — человек редкой профессии, который занимается сверлением отверстий в шарах, адаптируя их под руку конкретного игрока», — просвещает г-н Пашев.
«В полтора раза повысить доходы любого клуба может проведение на его территории корпоративных мероприятий, семейных праздников, банкетов и спортивных турниров по боулингу», — уверен Константин Беличенко, генеральный менеджер VPS EC Украина (ведущей компании-поставщика оборудования для боулинга). Например, в «Страйке», по словам Олега Ольхового, устраивают фуршеты и банкеты в стилистике 1001 ночи, Венецианского карнавала, цыганского табора, индийской деревни, Сорочинской ярмарки и пр. А в «Витамине» готовы превратить обычный детский день рождения в грандиозное костюмированное шоу по мотивам таких литературных произведений, как «Пеппи Длинныйчулок», «Остров сокровищ», «Красная Шапочка», «Белоснежка и семь гномов», «Волшебная лампа Аладдина», «Гарри Поттер» и др. Сергей Булуктаев уверяет, что первоначальные капиталовложения в боулинг-клуб зависят от количества дорожек, объема дополнительных услуг и избранного формата деятельности, поэтому колеблются в пределах $0,5–3 млн, которые при относительно высокой рентабельности этого бизнеса — 25–35% — окупятся через 3–4 года.

Самые популярные форматы боулинг-клубов в Украине


Спортивный — открывается на базе стадионов, спорткомплексов или фитнес-центров и рассчитан на профессиональных игроков. Раскрутка подобного заведения обойдется недорого и предусматривает сотрудничество с редакциями спортивных изданий, интернет-сайтов, радиостанций и телеканалов, а также федерациями различных видов спорта.
Семейный — обычно с широким выбором сопутствующих развлечений, рассчитанных на частые визиты семей и дружеских компаний и для празднования личных, календарных и корпоративных событий. Раскрутка подобного заведения обходится дорого, требует публикаций в глянцевых журналах, деловых изданиях, каталогах брендовых магазинов, регулярного посещения звезд шоу-бизнеса, также неплохо работают уличные перетяжки, билборды и собственный интернет-сайт.

Молодежный — самое демократичное многопрофильное заведение, предназначенное в основном для отдыха школьников и студентов, где множество развлечений, соответствующих их возрасту. На раскрутку подобного заведения особо тратиться не придется: клиенты сами быстро найдут сюда дорогу, если привлечь ультрасовременной музыкой, часто модифицирующимся интерьером, расположением неподалеку от учебных заведений и остановок общественного транспорта.
По данным операторов рынка

У соседей

По количеству постоянных игроков боулинг занимает 2-е место на планете после футбола — около 10 млн чел. в 120 странах мира. Ежегодный оборот этого рынка превышает $10 млрд, и лидируют на нем США, где существует свыше 5,5 тыс. боулинг-клубов и одна дорожка приходится на 2,2 тыс. чел., а также Япония, где работает свыше 1 тыс. боулинг-клубов и на одну дорожку приходится 4,3 тыс. чел. Сегодня в американских боулинг-клубах уже не увидишь толстых дядь с сигаретой в руках и дешевым пивом в пластиковых стаканах. С недавнего времени они начали ориентироваться на обеспеченную публику, которой предлагаются шикарные рестораны с изысканными блюдами и масса развлекательных услуг — от бильярда до аэрохоккея. Ярким тому доказательством служит боулинг-клуб Bowlmor Times Square (50 дорожек, площадь — 10 тыс. кв. м), который осенью текущего года открывается в самом сердце знаменитой площади Таймс Сквер в Нью-Йорке. Владельцы, инвестировав $20 млн, планируют воспроизвести семь тематических зон Нью-Йорка: Central Park, China Town, Times Square 1960-х годов, «Позолоченный век», метрополитен, артистические лофты и галерею Энди Уорлоха. В каждой зоне будет находиться концептуальный ресторан, брендовые магазины, выставочные площадки, современные гостиницы и апартаменты. В отличие от Украины, в Соединенных Штатах лишь 2–3% боулинг-клубов интегрированы в торгово-развлекательные центры, а подавляющее большинство их клиентов предпочитают покупку абонемента на посещение заведения сразу на несколько месяцев вперед. В Японии, где 88% земель находится в горной местности, у владельцев боулинг-клубов испокон веков наблюдалась склонность к гигантомании: трехэтажный Nagoya Grand Bowl на 156 дорожек и Inazawa Grand Bowl на 116 дорожек до сих пор остаются в Книге рекордов Гиннесса как самые крупные заведения в мире. Креативным прагматизмом японцы также не обделены и летом, когда столбики термометров показывали +38°С, в центре Токио открылся боулинг-клуб с 5-метровой ледяной дорожкой, ледяными шарами и кеглями. Германии не удалось превзойти Страну восходящего солнца в глобальном масштабе, но появившийся в декабре 2009 года трехэтажный Dream-Bowl Palace (52 дорожки, общая площадь — 10 тыс. кв. м) в Мюнхене стал самым большим боулинг-клубом на Европейском континенте.

Автор: Владимир Тиравский

Комментариев нет:

Отправить комментарий