вторник, 18 января 2011 г.

Бизнес-идея: открываем автокинотеатр

Невзирая на огромное количество современных кинодворцов, оборудованных по последнему слову техники, и наличие почти у каждой семьи DVD-плеера, романтика автомобильного кинотеатра вновь начала очаровывать и увлекать множество водителей и пассажиров.

Сейчас в мире уже более 500 подобных заведений, которые зачастую работают в необычном формате, применяют новейшие технологии и зарабатывают не только на входных билетах.

Гнездо аиста

С точки зрения американцев, автокинотеатры попали в перечень самых ярких изобретений цивилизации в ХХ веке. И их можно понять, ведь много представителей старшего поколения в Соединенных Штатах появились на свет благодаря этим заведениям. Не секрет, что на заднем сиденьи автомобилей далеко не все занимались просмотром кинофильмов, о чем свидетельствует сенсационный беби-бум во второй половине прошлого столетия.

Пионером в деле открытия кинотеатров для просмотра из автомобиля считается Ричард Холлингсхед, выходец из обеспеченной семьи и владелец магазина автозапчастей. Он увлекался кинематографом и в 1932 году решил не только совместить магазин и театр в единое целое, но и привлечь таким образом новых покупателей в свою торговую точку. Для этого установил на крыше машины проектор, между стволами деревьев натянул экран и использовал радиоустановку для воспроизведения звука. Чтобы устранить этот недостаток, сначала миниатюрные колонки раздавали каждому зрителю, а позже удалось организовать трансляцию фильма на определенной волне радиоприемника, которым была оборудована каждая машина.
Впоследствии Холлингсхед зарегистрировал собственную фирму Parc-in-theatres Inc. и получил патент на 17 лет на свое изобретение (на протяжении этого срока без его разрешения строительство аналогичных театров под открытым небом было незаконным). 6 июня 1933 года во дворе собственного дома в городе Камден, штат Нью-Джерси он официально открывает первый в мире автомобильный кинотеатр. Входной билет на территорию стоил 25 центов для каждого зрителя и отдельно 25 центов за парковку машины. Автокинотеатр Холлингсхеда просуществовал лишь три года, но его революционная идея и неповторимая концепция распространились с безумной скоростью далеко за пределы Нью-Джерси: до 1939 года Drive-in theater присутствовали практически в каждом американском штате.
В дальнейшем популярность подобного рода заведений лишь увеличивалась: в 1948 году численность компаний достигла 820. Пик пришелся на памятные в Америке 1950–1960-е годы — работало 5 тыс. заведений. Но уже в 1970-х годах начался упадок отрасли, приведший к закрытию почти 90% автокинотеатров.
Доход от предоставления дополнительных услуг в автокинотеатре может составлять 60–300% от стоимости входного билета
Шанс возобновить былую славу они получили только в начале ХХІ века, правда уже в другом виде и под другим названием. В мае 2005 года 25-летний программист из Калифорнии Брайан Кеннеди представил новый формат MobMov (Mobile Movies — мобильное кино). "Все сеансы устраиваются по принципу флешмоба: потенциальные кинозрители заполняют форму на интернет-сайте и заказывают желаемый фильм, а за день до просмотра получают по электронной почте информацию о месте проведения мероприятия, как правило, за городом. Я устанавливаю на крыше проектор и объявляю частоту, на которой будет транслироваться звук. Самое главное, что для участия в MobMov необязательно владеть машиной, можно приехать и на мотоцикле, и на велосипеде. В принципе, за просмотр платить не нужно, каждый MobMov обходится мне всего в $10 (на бензин и лампочки для проектора), но если кто-нибудь пожертвует доллар или два, я отказываться не буду", — утверждает г-н Кеннеди.
Первым автокинотеатром, показывающим фильмы в цифровом формате, стал в 2006 году Transit в Локпорте, штат Нью-Йорк. "И это не единственная новация, — подчеркивает владелец Рик Коэн. — В заведении установлены три экрана: один для показа мелодрам, второй для боевиков, а третий для эротики". Помимо этого зрители в Transit параллельно могут бесплатно пользоваться технологией wi-fi для доступа в интернет, поиграть в мини-гольф и даже отпраздновать свадьбу.

Свобода взаперти

В Европе автокинотеатры появились с почти 30-летним опозданием — только в 1960 году открылось первое такое заведение в городке Гравенбрух под Франкфуртом-на-Майне. "Вскоре автокинотеатры ежегодно посещало уже до 500 тыс. зрителей. Приход 1980-х ознаменовался началом заката — вследствие повышения цен на бензин, введения нового летнего времени (стало позже смеркаться, а просмотр фильмов возможен только с наступлением сумерек), активизацией различных экологических движений", — рассказывает Торстен Ширс, директор одного из самых старых в стране автокинотеатров Porz в Кельне.
Впрочем, заведение предпринимателя продолжало работать в течение всех этих лет. Бывали дни, когда перед экраном стояла лишь одна машина, но и этого было достаточно, чтобы сеанс состоялся. "Ныне мы принимаем до 1,3 тыс. машин в день и нашими посетителями становятся преимущественно люди, которым не по нраву превращение традиционных субботних "выходов в город" в светский раут, — гордится г-н Ширс. — Они часто приезжают, что называется, "в домашнем" —– в спортивных костюмах, шортах и шлепанцах и могут вытворять в своих машинах все что угодно: громко обсуждать фильм, курить, есть, спать, выпивать и заниматься сексом. И меня это абсолютно не касается". Бизнесмен вспоминает забавный случай, когда к нему обратился парень, решивший весьма оригинальным образом просить руки своей девушки. Он принес с собой слайд, на котором было написано: "Клаудия, будь моей женой" и попросил показать его на экране после фильма. Но в итоге случился курьез, в тот вечер было примерно 800 человек и среди них — далеко не одна Клаудия.

Не похожи на других

В 1950–60-х годах, в период невероятной популярности автокинотеатров в США, у их собственников появляется неудержимая идея: войти в историю и выделиться из массы себе подобных чем-то запоминающемся. Так, Эдвард Браун в парке Asbury, Нью-Джерси, создал автокинотеатр Drive-In and Fly-in, принимающий не только 500 автомобилей, но и 25 самолетов. Самолеты приземлялись и становились в последний ряд за машинами, а после окончания сеанса м-р Браун предоставлял летчикам буксир, чтобы оттащить воздушные суда на летное поле. А рекорд вместимости автокинотеатра в Ньюингтоне (штат Коннектикут) до сих пор никем не побит: заведение способно было принять 4 тыс. легковых машин, здесь также располагался ресторан, а посетители передвигались по его территории с помощью поезда. К сожалению, в 1997 году этот автокинотеатр по неизвестным причинам прекратил свое существование.
Есть и диаметрально противоположная категория клиентуры автокинотеатров — юноши на дорогих тюнингованных автомобилях, для которых главное — покрасоваться перед своими друзьями. "Всех клиентов мы устраиваем двумя преимуществами: невысокими ценами (EUR6 с человека, то есть вдвое меньше, чем в современно оборудованном стандартном кинотеатре-мультиплексе) и разнообразным, в меру "мейн-стримовским" репертуаром", — констатирует Торстен Ширс.
В начале 2008 года берлинский автокинотеатр Reinikendorf закрылся из-за кризиса, но через девять месяцев, к удивлению местных жителей, опять был открыт, но уже новым владельцем. "Мы воссоздали на территории атмосферу 1950–60-х годов с официантками на роликах, передвигающимися с закусками и напитками от одной машины к другой. У нас публика может спокойно употреблять нецензурную лексику, демонстрировать брутальное поведение, плеваться поп-корном, оставлять после себя кучу мусора, но только в пределах площадки, отведенной для каждого автомобиля", — отмечает Себастьян Бем, новый владелец Reinikendorf.
Нужно отметить, что столица Германии стала и столицей киноте­атров под открытым небом, владельцы которых прикладывают немало усилий для привлечения публики. В результате просмотр фильма часто перерастает в веселую вечеринку с прохладительными напитками и шашлыками, куда позволяется приносить даже домашних животных — кошек, собак или морских свинок.

Холодный расчет

На просторах России автокинотеатры появились только в начале ХХІ века и, как ни странно, первые из них открылись не в теплом Сочи, а в зимнем Санкт-Петербурге. "Случилось это в ночь на 1 января 2000 года. Мы с другом хотели сделать что-нибудь эдакое, чтобы войти в новое тысячелетие не с пустыми руками. Так появился автокинотеатр "Фара" на 70 машин. Однако через несколько лет заведение пришлось закрыть — не хватало средств на обновление оборудования", — ностальгирует Эдуард Пичугин, основатель "Фары", а теперь генеральный директор сети "Синема Кронверк".
Подобная идея и формат не оставили безразличным Павла Тышецкого, коммерческого директора рекламно-производственной компании "МИКС-медиа", который в разгар лета 2009 года рискнул обустроить автокинотеатр на 130 машин в Томске. "Удалось привлечь $125 тыс. инвестиций, арендовали 10 тыс. кв. м земли недалеко от центра города, закупили оборудование, установили с помощью альпинистов экран площадью 380 кв. м. Демонстрируем на нем не обязательно новые премьерные фильмы, все зависит от результатов голосования зрителей на нашем интернет-сайте. Например, провальный в широком прокате фильм "Адреналин" у нас оказался одним из самых кассовых. Берем с одной машины $10, и мне кажется, что это приемлемая цена, ведь вечерние сеансы в традиционных кинотеатрах стоят дороже", — говорит г-н Тышецкий.
В теплое время года в автокинотеатре работает летнее кафе, обслуживающее пешеходов. В настоящее время Павел в срочном порядке решает важный вопрос с организацией полноценной закусочной, что позволит увеличить доход на 40–50%. Дополнительную прибыль приносит реклама: перед каждым сеансом демонстрируются ролики, а кроме фильмов в прямом эфире транслируются футбольные матчи и "Евровидение". "Себя же рекламируем путем проведения постоянных акций, например, по вторникам бесплатно пускаем "именинников недели", по воскресеньям показываем два фильма по цене одного, а целое лето у нас действуют скидки для молодоженов. Думаю, за один год мы легко выйдем на самоокупаемость", — сообщает г-н Тышецкий.
Впрочем, некоторые аналитики рынка скептически относятся к перспективам автокинотеатров. Игорь Киселев, генеральный директор компании "Кино Проект Инжиниринг" полагает, что окупить вложения и выйти на рентабельность приблизительно 30% реально при соблюдении нескольких условий: вместимость заведения приблизительно в 250 машин; продажа водителям-зрителям автозапчастей и DVD-дисков с фильмами; предоставление услуг техобслуживания и сотрудничество с одной из сетей фаст-фуда. Ведь международная статистика свидетельствует: доход от дополнительных услуг в автокинотеатре может составлять 60–300% от стоимости входного билета, что позволяет существенно сократить срок окупаемости инвестиций.
"Как вариант, можно открыть автокинотеатр на площадке крупного торгового центра, "привязав" его к автостоянке в качестве дополнительного бизнеса. Вместо экрана можно использовать стену торгового центра, — предлагает Игорь Киселев. — Эффективность такого варианта намного выше, ведь затраты получаются очень низкими: уже есть стена, площадка, ворота, а вместо парковочного билета вполне подойдет билет на просмотр фильма. Кроме того, в торговом центре уже есть фуд-корты, что позволяет без труда организовать выносную торговлю".

Комментариев нет:

Отправить комментарий