1 млн. евро уже потратил Василий Гаврилюк, только чтобы довезти свой хлеб жителям Восточной Украины. Но препятствия создают конкуренты и супермаркеты
В святая святых Полтавского хлебозавода № 3, заквасочном цехе, живут бактерии. Они обитают в огромных металлических чашах, стоящих высоко над полом. Квасовод Елена Дмитренко, проходя по специальному мостику между сосудами, каждый час проверяет самочувствие их обитателей и при необходимости подкармливает. Повышенное внимание к микроорганизмам объясняется просто: от их состояния зависит, будет ли вкусным замешанный на них хлеб. Эти бактерии используют вместо обычных дрожжей для заквашивания теста, растущего на их основе ввысь и вширь. «Хлеб, выпеченный без дрожжей, гораздо полезнее, чем обычный, – уверяет автор рецепта Людмила Малько, руководитель отдела инноваций ОАО «Полтавский хлебокомбинат». – Дрожжи, попадая в организм вместе с выпечкой, бродят в кишечнике и могут вызвать дисбактериоз. А если есть наш продукт, то, будьте уверены, ничего такого не будет».Идея выпускать здоровый хлеб принадлежит капитану в отставке Василию Гаврилюку. Двенадцать лет назад он стал собственником ОАО «Полтавский хлебокомбинат», получив акции в счёт погашения многомиллионного долга предприятия перед его фирмой, которая занималась поставками муки. Тогда в объединение входили два полтавских хлебозавода – №1 и №3. В 2000 году бизнесмен построил ещё один в Кременчуге, купив за 350 тыс. грн. заброшенные развалины на окраине города. Много лет выпекая обычный хлеб, Гаврилюк решил обойти конкурентов и придумать продукт, который ещё никто не выпускал. Так родилась идея бездрожжевой выпечки под торговой маркой «Живий хлiб». Первая буханка полезного хлеба вышла из печи ровно три года назад – в марте 2007-го.
Рецепт с секретом
Автор рецепта «Живого хліба» Людмила Малько считает своё детище намного полезнее обычных белорусских или бородинских. А сам рецепт держит в строжайшем секрете.Под маркой «Живий хлiб» продаётся 13 видов выпечки, в основном из ржаной муки. Отличаются хлебные буханки лишь натуральными добавками: например, в «Кавказский» подмешивают три вида перца, в «Гречаный на хмелю» – гречневую крупу, а в «Дарунке» прячутся курага с черносливом и орехами.
Все рецепты на предприятии держат в строжайшем секрете, ведь на их поиски и адаптацию к массовому производству ушло два с половиной года. Причём «разведка» носила родственный научному поиску характер – технологи ездили по своим родичам в разные области Украины и выведывали способы приготовления местного хлеба. В итоге получился некий собирательный рецепт чудо-теста.
До того момента, как оно попадёт в печь и станет вкусным хлебом, должно пройти почти 20 часов. За это время тесто проходит три этапа. Первый – хмелевая закваска, второй – заваривание, при котором часть муки заливают крутым кипятком. И последний – миксование, когда все компоненты соединяют в специальной тестозамесочной машине. Кстати, выглядит такое тесто совсем не аппетитно, потому что цвет имеет непривычно чёрный. «Это из-за ржаной муки», – поясняет Людмила Малько, которую её шеф г-н Гаврилюк называет одним из лучших хлебных технологов в CНГ. Сейчас специалист думает над тем, как воплотить новую идею бизнесмена: своя оздоровительная выпечка для каждого региона страны. «Например, для Киева это будет хлеб, избавляющий от последствий Чернобыля, – рассказывает Василий Гаврилюк, – для Донецка и Днепропетровска другой – полезный при химическом воздействии на организм».
Производить «Живий хлiб» на треть дороже, чем обычный. Во-первых, сухие дрожжи, на которых поднимается обычный украинский хлеб, намного дешевле заквасок, применяемых полтавчанами. Во-вторых, за то время, пока созревает бездрожжевая выпечка, можно изготовить три партии традиционной.
Всему голова
«Живий хлiб» можно купить не только на его родине в Полтаве, но и в столице, а также в городах Киевской, Харьковской и Днепропетровской областей. В отлаживание системы доставки на такую обширную территорию Гаврилюку пришлось вложить 1 млн. евро. Ещё столько же он планирует инвестировать в логистику до конца текущего года.Но для успешного сбыта решение транспортного вопроса – лишь полдела. Главная проблема – аппетиты розничных сетей, которые даже в кризис выставляют высокие цены для производителей, желающих продавать свой товар на их полках. «Некоторые сети устанавливают фиксированную плату для каждого вида продукции, дополнительно берут процент от продаж, кроме того, сами устанавливают цену на каждую позицию товара, – говорит Гаврилюк. – Вход в каждую торговую точку обходится обычно в сумму от 2500 грн. и выше». Возможно, причина в том, что у многих супермаркетов есть своя выпечка, в том числе и бездрожжевая. Разница лишь в цене: «Живий хліб» стоит от 5 до 14 грн. за буханку, а это порой в два раза дешевле, чем аналогичная маркетовская выпечка.
Поэтому «Живий хліб» даже в столице продаётся лишь в немногих магазинах. Возможно, это позволяет конкурентам скептически относиться к находке Гаврилюка. «Учитывая пробки на дорогах, к примеру, в Киеве и Днепропетровске, вряд ли покупатель специально поедет за таким хлебом в отдалённый магазин», – говорит Владимир Слабовский, совладелец пищевого холдинга «Т и С» и по совместительству президент Всеукраинской ассоциации пекарей.
Но конкуренты явно недооценивают г-на Гаврилюка. В 2009 году его предприятия заработали 4 млн. грн. чистой прибыли. Около 40% заработка – заслуга торговой марки «Живий хлiб», остальное – социальных сортов, которые по-прежнему выпускает предприятие. По словам Гаврилюка, его предприятие занимает 1,4% рынка хлеба Украины, выпекая почти 30 тыс. тонн ежегодно. Правда, Лара Гук, координатор Центра «Агро Перспектива», даёт другую оценку: заявленный полтавчанами объём пока не дотягивает до 1% всеукраинского рынка, который по разным оценкам составляет 4 – 4,5 млн. тонн. Возможно, сделать рывок Гаврилюку поможет запланированная им покупка двух заводов – в Херсонской и Волынской областях. Он рассчитывает через 5 лет покрыть только «Живим хлібом» 1,5% рынка. По оценкам Лары Гук, этот проект вполне осуществим. «Заводские мощности, да ещё и с запланированными покупками, делают планы производителя вполне реальными, – отмечает эксперт, – однако ему стоит потратиться на продвижение и рекламу. Например, можно договориться о поставках здорового хлеба в рестораны».
Чтобы успешно продвигать продукцию, производителям хлеба стоит обратить внимание и на внешний вид продукта. Сейчас на полках в супермаркете некоторые бездрожжевые изделия выглядят как близнецы: упаковки одинаковые, название указано небольшими буквами. Сходу понять, где, к примеру, «Кавказский», а где «Джерело», непросто. Зато вполне удачным упаковочным ходом можно считать фабричную фасовку половинки буханки, ведь многие семьи не закупают хлеб впрок, предпочитая иметь на столе каждый день свежий.
Автор: Екатерина Шаповал
Комментариев нет:
Отправить комментарий