понедельник, 4 июля 2011 г.

Классификация отечественного франчайзинга для начинающих: девять основных видов

Покупая, продавая или создавая франшизу, нужно четко представлять себе, какой вид франшизы вам нужен. Предложенную ниже классификацию можно разделить на две группы: по виду взаимоотношений между франчайзером и франчайзи, а также (немногочисленная группа) по виду бизнеса.

Вид первый. Стандартная франшиза

Классический вид франшизы, наиболее распространенный за рубежом. Как правило, в стандартной франшизе есть паушальный взнос, регулярное отчисление роялти, строгий отбор потенциальных франчайзи-дилеров, регистрация договора на пользование товарным знаком в государственных органах, обучение, определение жестких корпоративных стандартов, жесткий контроль за ведением бизнеса, регулярная отчетность перед франчайзером.
Стандартная франшиза плохо прижилась у нас из-за национальных особенностей нашего рынка. Мы - страна слишком умных и независимых людей. У нас намного меньше уважают интеллектуальную собственность и право на многолетнее получение прибыли, чем это принято в западной культуре. У нас совершенно другая целевая аудитория для покупки франшизы. У нас франшизу покупают активные бизнесмены, не желающие подстраиваться под жесткий контроль западного образца. Поэтому, потенциальные отечественные франчайзи крайне неохотно приобретают такую франшизу.

Вид второй. Свободная франшиза

Самый распространенный и самый удобный вид франчайзинга в СНГ. Полная свобода для франчайзи-дилера в организации бизнеса. По своей сути близок к обычному дилерству, но с добавлением товарного знака, обучения, консультаций, особых цен и условий. В данном виде франшиз может быть символический или нулевой паушальный взнос и роялти, а также очень мягкие требования к франчайзи.
Очень напоминает то, что в советское время называлось "фирменной торговлей", "фирменными магазинами". Этот вид оказался самым привлекательным в нашей стране. Большинство самых известных франчайзинговых сетей создано с помощью такого вида франшизы, например, «Евросеть», «Лавка Жизни», «1С-бухгалтерия».

Вид третий. Импортозамещающая франшиза

В 90-е годы было модно и выгодно производить импортозамещающую продукцию. Это был самый быстрый способ найти пустующую нишу и прокатиться на волне популярности зарубежных брендов.
Сейчас то же самое происходит с франчайзингом. Нельзя купить легендарный Макдоналдс? Берем российский Ростикс. Не продается заносчивая и дорогая Zara? Не беда, ее с успехом и за небольшие деньги заменяет очень похожая на нее ZaraZara.
Китайские фирмы, в свое время в совершенстве овладевшие приемами мимикрии, теперь пачками скупают эти самые западные бренды-первоисточники, под которые они работали своими названиями. Вполне возможно, что через несколько лет российская ZaraZara купит испанскую Inditex (фирма, владеющая брендом Zara).

Вид четвертый. Серебряная франшиза, бизнес под ключ

Бизнес под ключ. Франчайзер фактически сам создает филиал и потом отдает его младшему партнеру-франчайзи во владение за процент от прибыли. По такому принципу в 1996-1999 годах было создано много торговых точек «Лавка Жизни» в Москве. Спустя 5 лет то же самое попыталась сделать известная «Пятерочка», создавая сеть турагентств «Путевочка», но из-за кадровых ошибок проект провалился.

Вид пятый. Подразделение в аренду

То же, что и серебряная франшиза, но здесь франчайзер оставляет созданный филиал в собственности, а франчайзи управляет им на договорных условиях.

Вид шестой. Золотая франшиза, мастер-франшиза, субфрачайзинг

Под этим термином у нас обычно подразумевается мастер-франшиза (эксклюзив, монополия) на определенный регион. Покупая такую франшизу, франчайзи сам становится франчайзером в своем регионе и сам решает как развивать дальше франчайзинговую сеть - открывать собственные точки или продавать франшизы.

Вид седьмой. Корпоративная франшиза

Очень похожа на бизнес в аренду. Особенность: франчайзер контролирует бизнес. В отличие от стандартной и свободной франшизы здесь нельзя расторгнуть соглашение с франчайзером и создать на этом же месте свой собственный бизнес под другой вывеской. Типичный пример: «Ростикс».

Вид восьмой. Банковская франшиза

Уникальный вид франшизы, возможен только в СНГ. Франчайзи делает филиал банка в своем городе по лицензии головного банка.
Минусы: франчайзи не может полностью контролировать созданный бизнес, он подчиняется головному банку, так как работает под его лицензией.
Плюсы: фактически банкиром может стать любой бизнесмен без соответствующего образования и опыта, а возможность финансировать дружественные предприятия дает такие сверхприбыли, престиж и влияние, что окупает вложенные средства в десятки раз.
Банки не торопятся открывать филиалы, а желающих стать банкиром много, поэтому в некоторых городах образовалась очередь на полгода вперед.

Вид девятый. Лицензионная франшиза

То же, что и банковская, только в других видах бизнеса, подлежащих жесткому лицензированию. Из-за недоработанности законодательства о франчайзинге мало распространена в СНГ.
В целом первые семь типов франшиз относятся к первой группе (типы по взаимоотношениям фрачайзи и франчайзером); две последние – ко второй группе (типы, привязанные к видам бизнеса).

Комментариев нет:

Отправить комментарий