пятница, 26 ноября 2010 г.

Бизнес-идея: сайт, который приносит прибыль

В последнее время очень много бизнес-идей посвящено созданию веб-сайтов определённой тематики. Естественно, важным вопросом является модель, с помощью которой сайт будет зарабатывать деньги. Существует несколько наиболее распространённых вариантов монетизации сайта.

До кризиса самым распространенным способом монетизации была рекламная модель. Но для большинства инвесторов в интернет-стартапы она непривлекательна в силу своей невысокой эффективности. Кроме того, во время кризиса рекламная загруженность сайтов и CPM (стоимость просмотра рекламного сообщения) упали из-за снижения спроса.
Рекламодатели тоже стали разборчивее - сумма, которую они готовы потратить, сильно зависит от качества привлекаемого трафика: чем больше общий, нецелевой трафик, тем меньше будет CPM. Хорошо зарабатывать на рекламе могут только самые крупные интернет-проекты с сотнями тысяч посетителей в день или с квалифицированным трафиком с высоким CPM. Две самые популярные реализации рекламной модели - продажа места для баннеров (ею пользуется большинство сайтов СМИ, интернет-порталов, таких как, например, auto.ru, banki.ru) и продажа контекстной рекламы (тут царствуют поисковики: в англоязычном мире - Google, в России - Yandex, в Китае - Baidu).
Но есть и другие способы реализации рекламной модели - продажа места для ссылок на своем сайте или в блоге, чтобы сайт покупателя этих ссылок находился выше в результатах запросов по поисковикам, или просто покупка статьи у популярного блогера. Некоторые сайты зарабатывают на проценте с продаж, осуществляемых на сайтах-партнерах, товары которых они и рекламируют. Например, у Ozon.ru существует партнерская программа, по которой сайты-партнеры рекламируют товары Ozon.ru, приводят покупателей и получают до 20% с продажи.
Рекламная модель привлекает своей простотой и прозрачностью, кроме того, она позволяет монетизировать порталы СМИ, так как платить за чтение статей и новостей в России и Беларуси не принято.
Следующая модель - сервисная. Под сервисами подразумеваются платные услуги, их может быть великое множество - хранение файлов, продажа премиум-аккаунтов или повышение рейтинга в социальных сетях. Самой популярной здесь является модель freemium (free + premium), когда базовый функционал доступен бесплатно, но за дополнительные услуги придется заплатить. Например, на фотохостинге можно бесплатно хранить только определенный объем фотофайлов, в онлайн-играх некоторые возможности (например, получение повышенного опыта, воскрешение персонажа) получают только платящие игроки. Основная проблема - низкая конверсия из неплатящих пользователей в платящих: зачем платить за то, что можно получить бесплатно? Поэтому главным моментом здесь является соблюдение баланса. С одной стороны, базовый бесплатный функционал должен заинтересовать пользователя, с другой -- тому, кто платит, должно быть доступно существенно больше функций, чтобы стимулировать неплатящего пользователя конвертироваться в платящего. Сервисная модель может быть представлена как подпиской, то есть регулярными платежами, так и разовыми взносами. Премиум-аккаунты (те, где разрешены дополнительные функции) являются подпиской, а повышение рейтинга, например, - это разовый платеж.
По итогам 2009 года оплата дополнительных услуг (в первую очередь повышение рейтинга пользователя) принесла компании "Мамба", интернет-службе знакомств, около 600 млн рублей (90% выручки), в то время как на рекламе "Мамба" заработала всего 50 млн (7,5% выручки). Пример наглядно демонстрирует потенциал сервисной модели.
Еще одна модель - электронная коммерция: продажа через интернет как реальных, так и виртуальных товаров. Рынок электронной коммерции - очень перспективный и быстрорастущий. Подтверждением перспективности электронной коммерции является стремительный рост проекта KupiVip, предлагающего товары известных брендов с большими скидками, в который в 2008 году инвестировал венчурный фонд ABRT совместно с люксембургским фондом Mangrove. Несмотря на кризис, проект оказался настолько успешен, что в январе 2010 года привлек еще 20 млн. долларов инвестиций от Accel Partners, Mangrove Capital Partners, инвестиционной компании "Арлан" и Direct Group. Продажа виртуальных товаров хорошо зарекомендовала себя и как способ монетизации онлайн-игр. Так, игра "Счастливый фермер", которая сейчас только "Вконтакте" насчитывает более 8 млн. пользователей, по некоторым оценкам, принесла своему издателю, компании i-Jet, около 20 млн. долларов. Эти деньги были получены от продажи дополнительных участков, сторожевых собак и других виртуальных товаров. В отличие от реальной торговли, виртуальная не требует решения проблем с логистикой. Себестоимость виртуальных товаров практически равна нулю.
Четвертый способ монетизации - предоставление своей платформы третьим лицам. Например, "Вконтакте" позволяет сторонним разработчикам размещать у себя приложения. Социальная сеть дает им готовую большую аудиторию, а за это получает долю в выручке. Таким образом, "Счастливый фермер" принес деньги не только своим издателям, но и площадке - "Вконтакте". По разным оценкам, в 2009 году другая социальная сеть - Facebook - заработала на приложениях от 500 млн. до 1 млрд. долларов, что превзошло доходы компании от рекламы. Здесь, правда, надо оговориться: эта модель доступна только крупным платформам вроде Facebook, "Вконтакте", Mail.ru, Rambler.
Пятый способ монетизации представляет собой транзакционная модель. Компании, использующие ее, обеспечивают возможность реализации какой-то сделки. Это, например, торговые площадки (Softline, SoftKey), они являются посредниками и сводят между собой покупателей и продавцов; аукционы (eBay, Swoopo, Molotok.ru), по функциям они схожи с торговыми площадками, но обеспечивают особые условия сделки; платежные системы (PayPal, Яндекс.Деньги, WebMoney), процессинговые компании (Chronopay, Assyst), агрегаторы электронных платежей (IntelectMoney). Еще один вид транзакционной модели - лидогенерации (например, sravni.ru). Компания зарабатывает на том, что предоставляет посетителям сервис по подбору наилучшего для них предложения по вкладам, мобильным тарифам, условиям страхования и другим услугам, а затем приводит клиентов банкам, мобильным операторам, страховым компаниям и другим организациям.
Заработать в интернете можно и на продаже компании. В этом случае предприниматель не монетизирует предприятие, оставляя эту задачу покупателю. Обычно продажа происходит, если менеджмент компании не может сделать ее прибыльной, ему не хватает ресурсов, знаний, опыта. Однако стоимость немонетизируемой компании может быть оценена с существенным дисконтом по сравнению с аналогами. Под нее очень сложно получить венчурное финансирование, так как инвестору необходимо понимать, кто, почему и за сколько купит его долю. Проект должен быть хотя бы потенциально монетизируемым (как в случае покупки компанией Google видеохостинга YouTube с целью заработать на размещении рекламы) или служить стратегическим целям развития другой компании ("Яндекс" в 2007 году приобрел социальную сеть "МойКруг" для развития своих коммуникативных сервисов).
Но редко какой проект останавливается на одной модели монетизации, обычно используется смешанная модель. Это помогает снизить риски или получить дополнительный источник дохода. Так, социальная сеть "Вконтакте" оперирует как минимум четырьмя методами монетизации. Во-первых, это реклама. Во-вторых, продажа виртуальных товаров - возможность за внутреннюю валюту (голоса) послать другу картинку-подарок. В-третьих, сервисная модель - повышение рейтинга и, соответственно, позиции в поисковом запросе за деньги. Кроме того, "Вконтакте" предоставляет свою платформу для размещения приложений сторонних разработчиков. В последнем случае владельцы приложений делят выручку с социальной сетью. А с весны этого года "Вконтакте" реализует еще и транзакционную модель, обзаведясь собственной платежной системой. Теперь пользователи этой социальной сети с помощью внутренней валюты смогут оплачивать покупки в интернет-магазинах, которые встроят такую возможность в свои сайты.

Автор: Алекс Колесинский

Комментариев нет:

Отправить комментарий