Перед предприимчивыми бизнесменами сотрудничество с представителями сферы автопрома открывает широкие перспективы. Как показывает практика, возможности для заработка на этом рынке есть на каждом этапе жизненного цикла «железного коня» — начиная от разработки дизайна и заканчивая утилизацией.
Автомобильная промышленность традиционно считается вотчиной гигантских транснациональных корпораций, в которых счет идет на миллиарды. Но рядом с ними и для представителей малого и среднего бизнеса открывается немало возможностей заработать. Длительный жизненный путь автомобиля — от рождения замысла и сборки на конвейере до утилизации и переработки — требует многообразных и многочисленных работ — как крупномасштабных, так и мелких. Особенно в Украине, где средство передвижения имеет не только первую, но и вторую, третью и т.д. жизни.В нашей стране из автомобиля стараются выдавить максимум пользы не только до, но и после смерти, что называется до последней капли масла. Отечественные предприниматели даже в кризисные времена, несмотря на падение продаж новых «железных коней», продолжают получать доход от обслуживания старых машин. Они «лечат», переоснащают и переоборудуют их под потребности конкретного клиента, организуют утилизацию окончательно «убитых», добывают из списанных машин драгметаллы и прочее дорогостоящее сырье… Места под автосолнцем и возможностей для ведения прибыльного бизнеса хватает всем желающим, причем не только в крупных городах, но и в регионах.
Задолго до зачатия
Малый и средний бизнес зачастую начинает сотрудничество с автопроизводителями задолго до начала сборки транспортного средства на конвейере. Все стартует с дизайнерской идеи.Разумеется, значительную часть работ над макетами будущих автомобилей выполняют сотрудники самой фирмы-производителя, однако в поиске одного-единственного решения, которое впоследствии станет «визитной карточкой» машины, участвуют и внешние студии, работающие на аутсорсинге. Например, многие известные в мире моды дизайнеры — Ив Сен-Лоран, Луиджи Колани и другие — сотрудничали с изготовителями ведущих марок, создавая уникальные в своем роде авто — произведения искусства.Хотя в большинстве случаев их идеи так и не становились основами для серийных моделей, отдельные элементы дизайна производители использовали в окончательных концепт карах.
К сожалению, украинских дизайнеров-автомобилистов — единицы, да и сотрудничают они в основном с иностранными бюро. Один из них — Дмитрий Новиков, выпускник итальянской школы дизайна, неоднократный победитель международных конкурсов автомобильного дизайна Opus Design Award, Martini Art Collection, Bombardier. Он утверждает, что до 90% заказов итальянских дизайнерских студий обеспечивают китайские разработчики.
Отечественные автозаводы не могут похвастаться тем, что разработка новых концептуальных моделей — для них регулярный и целенаправленный процесс. Может быть, именно поэтому они ограничиваются использованием в автопроизводстве отечественных рук, а не голов, а дизайнеры находят применение своим талантам не в родной стране, а за рубежом.
Есть еще одна ниша, где обосновались отечественные небольшие компании, — производство различных комплектующих, из которых на следующем этапе европейские заводы собирают блоки будущих автомобилей. Например, всемирно известный производитель автоэлектроники корпорация Bosch нередко закупает детали у отечественных компаний, в том числе и у небольших. «Нам нет смысла самим создавать множество конвейерных линий по производству мелких элементов, зачастую проще купить комплектующие у специализированных компаний, — объясняет Ляйф Шнайдер, коммерческий директор «Роберт Бош Украина». — Партнеров мы, как правило, ищем сами. Производственный департамент сигнализирует о появившейся необходимости в каком-то товаре, отдел закупок анализирует рынок и выбирает производителя, с которым и подписывается контракт». Основные требования для компаний, намеревающихся сотрудничать с немецким концерном, стандартны: легальный бизнес, высокое качество продукции, приемлемая цена, способность выполнить контрактные обязательства — произвести и поставить оговоренные объемы продукции в установленные сроки.
Стать частью большого
Автопроизводители, закупающие комплектующие преимущественно у специализирующихся на их производстве крупных корпораций, тем не менее не пренебрегают сотрудничеством и с небольшими компаниями. Прежде всего в сфере прямых поставок различных деталей, не являющихся критически важными для безопасности водителя и пассажиров. Сергей Красуля, пресс-секретарь корпорации «Богдан», утверждает, что более 55% комплектующих для пассажирских микроавтобусов этой марки производится в Украине. «То есть больше половины материалов мы закупаем у отечественных производителей или изготавливаем самостоятельно, — поясняет г-н Красуля. — К примеру, украинские заводы поставляют нам стекла, уплотнители, обшивку салонов». Схожий подход применяют и другие украинские заводы — основные системы для автомобилей изготавливаются солидными корпорациями, а часть второстепенных комплектующих используется украинского производства.
Торгуют все!
Еще несколько лет назад интерес предпринимателей к продаже автомобилей в прямом смысле слова зашкаливал. Салоны по продаже машин на любой вкус и кошелек появлялись как грибы после дождя, а производители и импортеры терпели даже существование магазинов «серых» дилеров. Представители известных западных марок неустанно трудились над расширением сбытовых сетей, охотно заключая договора с предприятиями самого разного «калибра».
Тем не менее некоторые автопроизводители и представители иностранных концернов все еще заинтересованы в расширении своей сети продаж. К примеру, в украинском представительстве корпорации Subaru утверждают, что, несмотря на кризис, компания «Субару Украина» продолжает развивать свою дилерскую сеть. Правда, требования, предъявляемые к потенциальному партнеру, достаточно суровы: необходим опыт работы и наличие квалифицированного персонала; партнер должен быть готов инвестировать в строительство комплекса, включающего автосалон, станцию технического обслуживания и склад запасных частей; готовность держать достаточный склад автомобилей и запасных частей к ним. Причем выполнение всех этих условий отнюдь не гарантирует получения статуса дилера — счастливец будет выбираться в условиях тендера.
В то же время не все автогиганты столь жестко подходят к выбору контрагента. Дмитрий Скляренко, начальник отдела рекламы и связей с общественностью компании «CA Automotive» LLC, уверяет, что его предприятие открыто к диалогу со всеми, кто хочет и может на высоком уровне заниматься реализацией и сервисным обслуживанием автомобилей.
«Специалисты, занимающиеся развитием и формированием дилерской сети в нашей компании, рассмотрят заявку на сотрудничество, и если все будет соответствовать требованиям к дилеру или сервисному центру, можно будет говорить о партнерских отношениях», — рассказывает эксперт. Варианты сотрудничества могут быть разными — как дилерство, так и субдилерство.Но вот компания «Илта», являющаяся дилером автомобилей Peugeot в Украине, не имеет права создавать субдилерскую сеть. Так что, принимая решение о том, чтобы войти в систему продаж мировых автомобильных брендов, необходимо заранее выяснить, как такая система устроена в каждом конкретном случае.
Следует отметить, что сами французы неоднократно заявляли о намерении расширять и развивать дилерскую сеть, особо акцентируя внимание на региональных представительствах. Несмотря на общее падение авторынка, а может, именно благодаря ему, представители Peugeot рассчитывают до 2014 года занять 4% украинского рынка, ради чего готовы рассматривать предложения из областных центров и крупных городов.
В экспансии в регионы заинтересована и компания «Ниссан Мотор Украина», свидетельством чему стало объявление тендера на получение статуса дилера в таких городах, как Тернополь, Чернигов, Мариуполь, Луцк и некоторых других. Требования к соискателям стандартны: опыт работы в автомобильном бизнесе; стабильное финансовое положение; эффективная управленческая команда; готовность к инвестированию в строительство нового многофункционального дилерского центра.

Кум королю, слуга царю
Любую машину необходимо любить, холить и лелеять, в чем посильную помощь оказывают многочисленные СТО, мастерские текущего ремонта и покраски, шиномонтажа, а также мойки и другого мелкого автомобильного сервиса. В большинстве случаев именно эта сфера становится едва ли не основной для приложения усилий украинских предпринимателей в области глобального национального автохозяйства.Одно из наиболее популярных направлений — получение статуса авторизованной СТО. В создании таких заведений заинтересованы официальные дилеры, импортеры, а также другие компании, работающие непосредственно с автопроизводителями.Ляйф Шнайдер подтверждает, что создание сети авторизованных станций техобслуживания является для компании Bosch одним из приоритетных направлений в Украине, России и Беларуси. «Причем для наиболее эффективного развития сети мы решили сотрудничать с местными предпринимателями по принципу франчайзинга, — уточняет г-н Шнайдер. — Этот проект в Украине стартовал в 2001 году и за короткий срок доказал свою эффективность и прибыльность. Он рассчитан в первую очередь на малый и средний бизнес. Сейчас желающих открыть автосервис под нашей торговой маркой все больше. По моему мнению, это связано с тем, что спрос на качественное, профессиональное обслуживание автомобилей постоянно растет». По его словам, потенциальный партнер немецкой корпорации должен быть частным предпринимателем или компанией (предприятия с государственной долей собственности не рассматривается в качестве партнеров). Кроме того, покупатель франшизы должен располагать необходимыми оборотными средствами (около EUR80 тыс.) для строительства автостанции.
Старый автомобиль — источник скрытой прибыли: б/у запчасти, переработка металла, пластмассы, резины и прочее
Однако потрясения последних двух лет не прошли бесследно. Некоторые дилеры (к примеру, компания «Атлант-М») предпочитают ремонтно-восстановительными работами заниматься самостоятельно, не доверяя сторонним исполнителям. На схожую тенденцию обращает внимание и Павел Сергеев, директор компании «Автоцентр локального фарбування». «Сейчас нет смысла вкладывать деньги в открытие новых пунктов, занимающихся покраской авто, — организации, ранее охотно поставлявшие клиентов (к примеру, страховые и корпоративные заказчики), изменили свою политику, — сокрушается предприниматель. — Многие дилеры, импортеры и производители авто предпочитают, чтобы услуги по окраске и косметическому ремонту проводились в собственных СТО, дабы деньги не «уходили» в сторонние компании».
На недостаток клиентов сетует и Кирилл Стехин, директор компании «Царапин.Нет» (локальная и полная покраска, рихтовка, кузовные работы). Он убежден, что предпринимателю, планирующему заниматься лакокрасочными работами, лучше подождать до возобновления роста рынка. «Мы купили бизнес незадолго до кризиса, и пока не начались финансовые неурядицы, вполне выполняли бизнес-план — окупить вложения за год-полтора. Однако потом ситуация резко изменилась: корпоративных заказчиков стало значительно меньше, а банки и страховые компании практически перестали своевременно рассчитываться. Поэтому сейчас мы думаем не о развитии, а о выживании», — с горечью констатирует г-н Стехин.
Кирилл, сотрудник фирмы «Автомойка USA», также предостерегает начинающих предпринимателей от чрезмерного оптимизма: «За последние год-два резко возросли накладные расходы — электроэнергия, водоснабжение, аренда и пр. Кроме того, пока еще можно работать на едином налоге в сфере обслуживания автомобилей, но что будет после принятия Налогового кодекса, не решится сказать никто».
Кому автосвалка, а кому ресурсная база
Еще одна возможность для небольших предприятий зарабатывать на автопромышленности — переработка и продажа материалов, остающихся в автомобиле после его списания и отправки на автосвалку. Автомобили неизбежно рано или поздно выходят из строя и отправляются догнивать на свалки твердых бытовых отходов. Старый или не подлежащий восстановлению автомобиль скрывает в себе немало возможностей для получения прибыли: перепродажа б/у запчастей, переработка металла, пластмассы, резины, большинства жидких технических отходов, а также утилизация некоторых из них. К этому списку можно добавить не только автомобильные отходы, но и часть твердых бытовых отходов, подходящих по составу.
Еще одна малоиспользуемая возможность заработать на списанном «стальном коне» — переработка содержащейся в нем пластмассы и других расходных материалов. В Украине защищено немало патентов на установки по переработке пластмассы и резинотехнических изделий. Переработанные полимеры могут вновь стать сырьем для отечественного автопрома. Жидкие отходы (отработанные масла) до сих пор используются в системах отопления многих частных домов, а в сочетании с бензином и антифризом они годятся в качестве топлива для ТЭЦ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий