суббота, 8 января 2011 г.

Бизнес-идея: прачечные самообслуживания

Ниша прачечных самообслуживания в Украине пока заполнена на 50%. Чтобы создать собственное дело с нуля, нужно от $20 тыс., а купить франшизу можно за $1,2 тыс.

Емкость только киевского рынка прачечных для частных клиентов (без учета корпоративных заказов), по подсчетам Евгения Чиканова, собственника прачечной «Чистота», составляет $4–5 млн. Учитывая международный опыт, на долю в 20% (до $1 млн) от этой суммы могут смело претендовать ландроматы. Пока данный сегмент в Украине заполнен приблизительно наполовину, и связано это в большой мере с неудачными стартапами многих бизнесменов. При этом все-таки нашлись предприниматели, которым удалось достичь впечатляющих результатов, и теперь они могут без проблем занять монопольное положение на рынке.

Фатальная тенденция

«В начале 2000-х годов я часто ездила в Польшу, а там буквально на каждом шагу можно было встретить прачечные и химчистки, — рассказывает Ирина Соколовская, совладелец прачечной-ателье «Фламинго».
— И тогда у меня возникла идея рискнуть и открыть аналогичный бизнес в Украине, сделав ставку на популярный западный формат самообслуживания — ландромат. К сожалению, ничего не вышло: дорогостоящее оборудование и менталитет украинцев не позволили ре­ализовать этот проект. Поэтому заведение превратилось в обычную прачечную-ателье, рассчитанную по большей части на обеспеченную клиентуру». Также не суждено было стартовать ландромату в сочетании с баром в Киеве, который планировал в 2007 году организовать Эрик Айгнер, на то время управляющий сетью пабов Eric’s New Family.
А вот прачечная самообслуживания «ZZZы» недолго, но все-таки порадовала столичных жителей.
«Я сама длительное время жила в общежитии и не понаслышке знаю, какие трудности там возникают со стиркой. Вот и подумала, а почему бы не облегчить жизнь не только себе, но и окружающим, и учредила ландромат на улице Киквидзе, где сосредоточено много студенческих общежитий», — вспоминает Ольга Збирнык, владелица прачечной самообслуживания «ZZZы».
За одну загрузку одежды весом 5 кг клиент должен был заплатить 25 грн, можно было приобрести абонемент на 10 стирок за 200 грн. Более того, моющие средства также предоставляло заведение. Сочетание низких цен и приемлемого качества плюс солидный ассортимент дополнительных бесплатных услуг — пинг-понг, шахматы, караоке-бар, телевидение — обеспечили прачечной госпожи Збирнык высокую популярность среди обитателей общежитий. «Закрыть бизнес пришлось вследствие конкуренции — непосредственно в здании общежития появился ландромат с практически идентичными условиями. Естественно, что студенты предпочли стирать вещи поближе, а не ходить за пару кварталов», — сокрушается г-жа Збирнык.

Вопрос смысла

Представители традиционных прачечных достаточно скептически оценивают перспективы ландроматов в Украине. Наталья Хлыпавка, заместитель директора прачечной «Матуся пральня» (ООО «Технологии Kiko»), аргументирует свою позицию тем, что, во-первых, люди порой не знают, как самостоятельно пользоваться оборудованием, и придется тратить средства на наем сотрудника для объяснения технических нюансов. Во-вторых, существует одежда с пятнами, которые тяжело вывести, нужно применять методы химической обработки, что делает процесс самообслуживания невозможным. А в-третьих, этот формат ориентирован на социально незащищенные слои населения (студентов и пенсионеров), которые могут себе позволить тратить много времени ожидания своей очереди и окончания стрики.
«Злачные» места для расположения ландроматов:
  • студенческие общежития
  • семейные общежития
  • пансионаты
  • профилактории
  • дома отдыха
  • кемпинги
  • гостиницы эконом-класса
  • больницы с наличием стационара
  • военные городки
  • военные части
  • «спальные» массивы
  • курорты
По данным компании «Постирай-КА!»
«Этого не скажешь о занятых людях, на которых, собственно, можно заработать. Они расчетливо распоряжаются каждой минуткой и, как правило, отдают предпочтение более дорогим услугам традиционных прачечных. У нас, например, за 1 кг выстиранного белья нужно заплатить от 15 грн, другой одежды — до 70 грн за предмет, за 100 грн стираем деликатные вещи вручную, также занимаемся мелким ремонтом (пришиваем пуговицы, меняем молнии, зашиваем). Кроме того, мы готовы за 35 грн приезжать к клиентам домой, чтобы забрать грязную одежду и доставить назад чистую», — информирует Риссана Шиту, собственница фирмы «Пральня № 1».
В то же время открытие традиционной прачечной потребует инвестиций в размере $120–150 тыс., а получение от государственных органов всех необходимых разрешений и согласований — стальной нервной системы.
«На борьбу с бюрократией мы потратили целый год, поскольку помещение должно удовлетворять санитарно-эпидемиологическим и пожарным нормам, требованиям районной власти, необходимо автономное подведение воды, канализации, электроэнергии, каждый технологический процесс должен происходить в отдельном помещении», — сетует Наталья Шапошник, совладелица прачечной-ателье «Фламинго». Рентабельность традиционных прачечных составляет от 40%, но потребуется создание сети приемных пунктов по всему городу, совмещение под одной крышей двух услуг — стирки и химчистки и, конечно, привлечение корпоративных клиентов, которые обеспечивают почти 80% всех заказов.

Исключение из правил

Разрушить стереотипы относительно будущего ландроматов в Украине оказалось по силам Дмитрию Ковтуну. Он в 2007 году решил, что прачечные самообслуживания — выгодное направление. «Прекрасная возможность реализовать задуманное появилась осенью 2008 года, когда меня уволили с работы, — рассказывает Дмитрий. — Вложил 100 тыс. грн., из которых половину одолжил под 30% годовых, и этого как раз хватило на запуск первых трех ландроматов под названием «Постирай-КА!». Вскоре за счет реинвестирования заработанных доходов запустил еще семь объектов, каждый из них обошелся мне в 8 тыс. грн. Каких-то особенных маркетинговых стратегий не применял, пункты располагались на базе общежитий, а весть о дешевой и удобной услуге мгновенно разлетелась среди студентов». По словам бизнесмена, постирать 5–6 кг белья в его сети стоит в 7–18 грн, что на 40–100% дешевле, чем в традиционных прачечных. Можно сэкономить еще 20%, если стирать в ночное время, и 10%, если воспользоваться услугами прачечной в первой половине дня.
Но не только за адаптацию западной практики предпринимателя можно считать одним из первопроходцев на просторах СНГ: благодаря привлечению разработчиков электронного оборудования были модернизированы бытовые стиральные машины (рассчитанные на загрузку 4,5–6 кг белья), стоимость которых в 3–4 раза ниже зарубежных аналогов. Оснастили их платежным терминалом WASHPAY, который осуществляет прием денег, ведет учет поступающих средств и статистику проведенной стирки. Для защиты от грабителей и вандалов терминал помещается в крепкий корпус с надежным замком.

Развитие не за горами

При регистрации ландроматов как вида бизнеса, по наблюдениям господина Ковтуна, санстанция и пожарная служба не выдвигают таких жестких требований, как к традиционным прачечным, поскольку стиральные машины считаются бытовыми, а не профессиональными. Все это компенсируют сложности при оформлении документации относительно аренды помещений: иногда нужно три месяца вести переговоры с руководством вузов, студенческих городков или профсоюзов.
Открытие ландромата считается эффективным в расчете на обслуживание 150–250 человек, и площадь для этого понадобится крошечная — 1–2 кв. м (правда, руководство госструктур не всегда готово ее предоставить и приходится соглашаться на 4–15 кв. м). Аренда обходится лишь в $1/кв. м.
Рентабельность в «Постирай-КА!», как утверждает Дмитрий Ковтун, просто зашкаливает, доходя до 300%. Себестоимость стирки составляет $0,25 (в нее включена вода, электроэнергия, аренда, ремонт и некоторые другие расходы), а минимальная стоимость для клиентов — $1. Достижение этих показателей возможно при условии загрузки стиральных машин на уровне 4–5 стирок в день или от 4 до 12 часов в сутки. Впрочем, ландроматы при общежитиях страдают от фактора сезонности: выручка в июне-июле снижается на 70%, а в январе и мае — на 30%, зато осенью начинается золотая пора.
В целом сеть ландроматов «Постирай-КА!» сегодня насчитывает 32 собственных и франчайзинговых объекта в Украине (в Киеве, Житомире, Одессе, Тернополе, Львове, Донецке, Днепропетровске, Запорожье), а также 10 в России (в частности, в Москве, Краснодаре, Челябинске), где рынок, по мнению Дмитрия Ковтуна, заполнен только на 20–30%. До конца 2010 года планируется расширить сеть до 50–60 пунктов, а до 2012 года — до 200–250, охватив своим присутствием рынки России, Беларуси и Казахстана. «Тайна моего успеха заключается в ценности самой бизнес-идеи и, как это ни странно, в кризисе, во время которого многие инвесторы сократили вложения в новейшие направления бизнеса, поэтому шанс захватить большую долю на рынке стал реальностью. В настоящее время «Постирай-КА!» является малым бизнесом, однако есть высокая вероятность перерасти когда-то в средний с годовым доходом на уровне 500 млн грн», — делится планами г-н Ковтун.
По его мнению, преимущество покупки франшизы в данной сфере заключается в меньших капиталовложениях (всего $1,2 тыс., которые направляются на закупку и монтаж оборудования, оформление и согласование документации для аренды площади), отсутствии необходимости нанимать персонал (со всей работой прекрасно справится сам владелец), налаженной технологии бизнеса. Окупится такой проект за 6–12 месяцев, после чего его рентабельность в зависимости от месторасположения будет составлять 250%, постепенно приближаясь к максимальной отметке в 300–350%.

Автор: Владимир Тиравский

Комментариев нет:

Отправить комментарий