понедельник, 10 января 2011 г.

Бизнес-идея: производство природной еды

В 2009 г. объем продаж органически чистых продуктов питания в США составил 24,8 млрд. долларов. Украинские производители природной еды уже покоряют не только отечественный рынок, но и завоевывают симпатии европейских покупателей.

Готовясь к своему 30-летию, киевский бизнесмен Сергей Бойко, как это часто бывает, провел переоценку собственных ценностей. Будучи владельцем исправно работающего и весьма прибыльного предприятия, занимавшегося производством бетона, господин Бойко решил, во-первых, сделать что-то полезное для окружающих и всего человечества, а во-вторых, реинвестировать свободные средства в новое дело. Изначально предприниматель планировал принять участие в выпуске биопрепаратов, но пришел к выводу, что имеющихся денег на это благородное начинание может не хватить. Пребывая в поисках других направлений, господин Бойко познакомился с бизнес-леди, которая владела магазином по продаже органических продуктов питания. Она же и подсказала предпринимателю возможность открыть новое дело — ниша только начинает заполняться, конкуренции как таковой нет, а «для души» можно взять социальную миссию — просветить народ о пользе здоровой и вкусной еды.

В 2009 году, в самый разгар кризиса, Сергей Бойко вложил около 70 тыс. грн в открытие первого магазина сети «Корзина здоровья». В начале сентября 2010 года начала работу вторая торговая точка. Учитывая положительную динамику продаж, предприниматель рассчитывает вернуть вложенные средства уже в следующем году.

Химическая контрреволюция

Органика в США
В 2009 г. объем продаж органически чистых продуктов питания в США составил $24,8 млрд ($26,6 млрд с учетом органических непродуктовых товаров). Несмотря на кризисные тенденции, рынок пищевой органики в США показал более чем 5% годового роста.
Наибольшим спросом пользуется овощная продукция, прежде всего салаты и морковь. Самую медленную динамику роста (2,7–1,5% годовых) показывает производство органического мяса, молока и яиц — цены на них относительно велики, и не все потребители могут позволить приобретать их на постоянной основе.
Дополнительно стимулирует развитие отрасли интерес к орга­нике, проявляемый со стороны производи­телей детского питания.
В прошлом году мировой оборот рынка биопродуктов, по данным отчета The World of Organic Agriculture 2010, приблизился к отметке $46 млрд. В ответ на засилье химикатов и появление генномодифицированной продукции в развитых странах появился девиз: «Don’t panic, just organic» («Без паники, только органика». — Ред.). Наибольшим авторитетом в отношении производства и торговли органической продукцией стала Международная федерация органических сельскохозяйственных движений (IFOAM), которая объединяет более 750 различных организаций из 108 стран. Согласно ее терминологии, органическое производство (распространенное название в США и Канаде) — это метод ведения сельского хозяйства, при котором запрещено применение ядохимикатов, минеральных удобрений синтетического происхождения, а в животноводстве — стимуляторов роста, гормонов и антибиотиков. Защита растений должна осуществляться лишь препаратами натурального происхождения, а удобрения почвы и растений производиться органическими удобрениями.
Следует отметить, что агропредприятия, желающие продавать на западных рынках свой товар как органический, обязаны пройти достаточно громоздкую и сложную процедуру сертификации. К примеру, на поле, где выращивается продукция, три года до этого нельзя применять химикаты. Не менее скрупулезные правила разработаны относительно переработки, перевозки, упаковки и хранения натурпродукта. Соответствующие требования приняла и Украина — с 2007 года сертификацию биопродуктов проводят компания «Органик-стандарт» и ряд представительств европейских организаций.

В сети и в реале

Западная мода постепенно прижилась и в Украине. Уже сейчас в Киеве и других украинских городах-миллионниках есть немало торговых точек, где фанаты здорового образа жизни могут приобрести биопродукцию. Все они подразделяются на две категории — магазины в офлайне и торговые порталы. Алиса Шевченко, совладелица предприятия «Экосадыба» (Киевская обл.), специализирующегося на выращивании и торговле экологически чистыми продуктами питания, констатирует, что среди ее клиентов примерно поровну частных лиц и владельцев интернет-магазинов.
«Много заказов поступает от платежеспособных жителей столицы, которые заинтересованы в здоровом питании, но не могут себе позволить покупать продукцию из Европы, — уточняет бизнес-леди. — Днем собираем заказы, вечером подготавливаем продукцию, утром ее доставляют по указанному адресу. Если заказ на сумму более 300 грн — доставка бесплатная (менее — доставка обойдется в 35 грн)».
Как отмечает госпожа Шевченко, киевских клиентов интересует прежде всего куриное мясо — оно составляет около 60% всех продаж. Далее по популярности — телятина, нутрии, брынза. Как ни странно, но значительную часть покупателей составляют мужчины среднего возраста с со средним и выше достатком. «VIP-клиенты встречаются редко, гораздо чаще к нам обращаются, например, супружеские пары со средним уровнем дохода, особенно если женщина беременна или кормит малыша, — рассказывает Виктор Воронов, частный предприниматель из Киева. — Впрочем, приходят и пожилые люди, заботящиеся о своем здоровье».
Согласно отчету The World of Organic Agriculture 2010, в бизнесе производства органической продукции в 154 странах мира занято почти 1,4 млн мелких и крупных хозяйств. Под выращивание биопродуктов отведено 35 млн га земли
Сергей Бойко утверждает, что в его магазинах чаще всего приобретают готовые продукты — сыры, творог, яйца и овощи. Крупы и зерно клиенты берут гораздо реже. «Организовав торговую точку по продаже органических продуктов питания, найдя поставщиков с качественной продукцией и клиентов с хорошим аппетитом, предприниматель может рассчитывать на рентабельность в 40% и более», — убежден Сергей Бойко. В целом с точки зрения вложения финансов и преодоления административных барьеров открытие магазина бипродукции ничем не отличается от стартапа обычной торговой точки. Также господин Бойко обращает внимание на сезонность бизнеса. Летом, к примеру, продажи минимальные. Зато с сентября спрос возрастает в разы — постоянные клиенты загодя заказывают по 30–50 кг экологически чистых арбузов, дынь и других продуктов. Зимой усиленным спросом пользуются органические соки и варенье.
По мнению предпринимателя, в данном виде бизнеса отсутствие магазинного и складского помещений крайне не желательно. Бизнесмен аргументирует свою позицию несколькими резонами: во-первых, не все покупатели заходят в магазин целенаправленно. Многие не могут удержаться от покупки, увидев вывеску или подержав в руках экологически чистый продукт. Во-вторых, владельцам онлайн-магазинов крайне сложно находить общий язык с поставщиками — те предпочитают сотрудничать с бизнесменами, делающими солидные заказы и располагающими помещениями для хранения товара. Предприниматели, завязанные на интернете, могут приобретать продукцию лишь небольшими партиями раз в неделю. Это в свою очередь зачастую лишает их необходимой гибкости во взаимоотношениях с клиентом — товар может быстро разойтись, и кому-то будет отказано в покупке.

Есть контакт!

Принципиальное хозяйство
Органическое сельское хозяйство основано на:
  • Принципе здоровья — поддерживать и улучшать здоровье почвы, растения, животного, человека и планеты как единого и неделимого целого.
  • Принципе экологии — основывается на принципах существования естественных экологических систем и циклов, работая, сосуществуя с ними и поддерживая их.
  • Принципе справедливости — строится на отношениях, которые гарантируют справедливость с учетом общей окружающей среды и жизненных возможностей.
  • Принципе заботы — управление органическим сельским хозяйством носит предупредительный и ответственный характер для защиты здоровья и благополучия нынешних и будущих поколений и окружающей среды.
По словам операторов рынка, одна из основных проблем для бизнесменов, желающих зарабатывать на биологически чистых продуктах, — завоевание доверия потенциальных клиентов. «Для себя я принял железное правило — клиенты должны знать о продуктах, которые продаются у меня, ровно столько же, сколько и я, — раскрывает секрет успеха Виктор Воронов. — Если есть какие-либо отклонения в анализах, я об этом предупреждаю. К примеру, в Киеве крайне сложно найти мясо, которое производилось бы в соответствии с принятыми органическими стандартами. То есть официально мясо предлагается, только вот анализы, сделанные в частной лаборатории, показывают, что оно мало чем отличается от базарного». Сергей Бойко выход из данной щекотливой ситуации нашел в обращении к мусульманской общине, производящей курятину и баранину для одного халяльного ресторана. Хотя производители наотрез отказались от моего предложения пройти необходимую сертификацию, тесты показали высокое качество продукции, так что проблему удалось решить.

Вести из села

Еще год-два назад представителям малого и среднего бизнеса, занятого продажей экологической пищи, было более чем проблематично найти подходящих поставщиков. Ситуация изменилась едва ли не молниеносно.
Проведав, что в столице и крупных городах наблюдается спрос на экологически чистую продукцию, фермеры бросились обрывать телефоны магазинов по продаже биопродуктов. Правда, гарантировать качество может далеко не каждый из них.
По мнению Сергея Бойко, сейчас поставками экопродуктов в основном занимаются либо фанаты, готовые работать с минимальной прибылью, но делать хорошее дело, либо ушлые фермеры, пытающиеся выдать свою продукцию (в которой чуть меньше химии, чем обычно) за органическую. «Есть еще несколько достаточно крупных производителей, которые прошли европейскую сертификацию и ориентированы на запад. Но работать с украинскими магазинами органики они не хотят — слишком мелкие объемы поставок», — объясняет бизнесмен. Андрей Коняшин, исполнительный директор Федерации органического движения Украины, уточняет, что сейчас по данным его организации в Украине насчитывается более 100 хозяйств, выращивающих органическую продукцию и ежегодно проходящих процедуру обязательной сертификации.
Цены на биопродукты выше обычных на 25–40%, однако на некоторые категории товара наценка составляет 100% и более
«Чтобы не потерять лицо перед клиентами, я время от времени передаю купленную у фермеров продукцию для анализа в частную лабораторию. Результат зачастую бывает неутешительным, — сетует Виктор Воронов. — Как правило, овощи и фрукты оказываются «чистыми», а вот переработанная и молочная продукция — нет. Проскальзывают добавки, нарушаются сроки хранения или же не выдерживается температурный режим. В результате найти поставщиков непросто».

Продолжение следует

Как утверждает Андрей Коняшин, точных данных относительно объема украинского рынка экологической еды нет, но спрос превышает предложение. Представители торгового дома «Органик Эра» сообщили, что количество постоянных покупателей природной пищи ежегодно удваивается, если не утраивается. В частности, растущий спрос привел к тому, что за полгода филиалы торгового дома появились не только в Киеве, но и других городах — к примеру, Харькове, Севастополе, Львове, Одессе.
Сергей Бойко полагает, что оте­чественный рынок органики будет увеличиваться не менее чем на 8–12% в год. Уже в ближайшее время должна произойти определенная структуризация рынка. В дальнейшем все зависит от повышения благосостояния граждан, а также от политики властей.
В Европе цены на биопродукты выше, чем на обычные, на 25–40%, хотя, конечно, встречается и наценка в 100% и более. В Украине, по словам господина Воронова, ситуация в принципе подобна: экологические продукты дороже обычных на 30–40%.
Однако руководитель аналитического департамента консалтингового агентства «ААА» Мария Колесник не совсем согласна со сказанным. По ее наблюдениям, прошедшая все сертификационные процедуры продукция стоит в полтора-два раза больше. В свою очередь господин Коняшин утверждает, что из-за превышения спроса над предложением украинские фермеры завышают цены на экопродукты, выставляя наценку на 100–200% больше, чем на обычные.
По мнению Марии Колесник, время для повторения европейского опыта в деле резкого увеличения рынка биопродуктов в Украине еще не настало. «Безусловно, все опросы говорят о том, что подавляющие большинство украинцев готово отдать предпочтение именно экологической пище. Однако сейчас мало кто готов платить за нее адекватную цену. Вопрос развития рынка биопродуктов — дело долгосрочной перспективы, точно так же, как и вопрос повышения уровня жизни украинцев», — подытоживает госпожа Колесник.

Органичный кооператив

Уставшие от трудностей сбыта своей продукции, 11 американских фермеров из города Ланкастер (штат Пенсильвания) решили в 2006 г. объединиться и сделать ставку на выращивание органической продукции. Каждый из них владел от 0,1 до 7 га земли, и пробиться по отдельности самостоятельно на рынок они не могли. Учитывая все повышающийся спрос на биопродукты, агробизнесмены пришли к выводу, что на рынок следует двигаться объединенным кооперативом, где будут производиться различные виды товаров. Идея пришлась по вкусу местным потребителям — приятно приобретать всевозможные экологически чистые продукты под одной маркой, зная, что они выращиваются по соседству. Уже в 2008 г. годовой оборот кооператива составил более $4,2 млн.
Какие продукты считаются органическими 
  • не содержат генетически модифицированных организмов (ГМО), ГМ-продуктов и их производных;
  • не содержат химически синтезированных консервантов, красителей, ароматизаторов, стабилизаторов и загустителей;
  • производятся без использования вредных технологий (ультразвуковая обработка, химическая консервация, обработка фенолами и ПАВ, атомное расщепление, радиационная обработка, газация);
  • не содержат сырья сельскохозяйственного происхождения, выращенного с использованием пестицидов, химических удобрений и другой агрохимии, гормонов и стимуляторов роста;
  • не содержат сырья сельскохозяйственного происхождения, выращенного вблизи промышленных центров.
Автор: Игорь Зибачинский

Комментариев нет:

Отправить комментарий