В сегменте продуктовой розницы наступило время франчайзинга. Если до кризиса ритейлеры предпочитали агрессивное развитие за счет заемных средств, то теперь — поступательный захват рынка благодаря партнерам.
К примеру, в этом году «Наш Край» наряду с собственными магазинами пополнится 7 франчайзинговыми точками, а сеть SPAR будет развиваться исключительно с помощью франчайзинга. «Если компании не хватает средств на агрессивное развитие в каком-либо регионе, выгодно использовать франчайзи. Он подыскивает подходящие площади и продвигает бренд сети», — рассказывает Игорь Гугля, директор GT Partners Ukraine.Найти подходящие площади легче всего для маркетов экономкласса — дискаунтеров или «магазинов у дома». Под такую торговую точку годится даже подвал — его можно купить или арендовать. Так, под торговой маркой «Наш Край» в прошлом году было открыто 20 франчайзинговых торговых точек. Для сравнения — сеть «Велика Кишеня», развивавшаяся за заемные средства, за этот период пополнилась всего одним супермаркетом. Развивать розничные сети по франчайзинговым договорам стало выгодно и для ритейлеров, и для их партнеров — это менее затратно и рискованно, чем вести бизнес за кредитные деньги.
Торговое партнерство
За 2009 год количество франчайзинговых контрактов в сегменте ритейла выросло с 6 тыс. до 12 тыс., а численность торговых точек увеличилась на 85%, составив на конец 2009 года более 33 тыс. объектов. Действительно, на фоне отсутствия кредитования и снижения оборотов многие сети стали привлекать инвестиции независимых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.«Основным источником увеличения количества магазинов для нас был и остается франчайзинг», — отмечает Виктор Мольченко, генеральный директор сети «Наш Край» (объединяет 55 магазинов, из которых 29 — франчайзинговые).
В результате даже те компании, которые ранее отвергали франчайзинг как способ развития, спешно начали формировать предложения по продаже франшиз. Одновременно увеличилось количество потенциальных франчайзи за счет обанкротившихся мелких предпринимателей и уволенных менеджеров среднего звена. Кстати, в западных странах франчайзинг рассматривается как вариант продолжения карьеры для людей исполнительных, но не склонных к инициативе — например, в США идеальным франчайзи считается военный в отставке.
Национальные операторы сетевой продовольственной розницы используют франчайзинг как наименее затратный метод освоения региональных рынков. Владельцы магазинов получают современные технологии ведения розничного бизнеса, программное обеспечение, рекламную поддержку, бесперебойную поставку продуктов из распределительных центров по выгодным оптовым ценам. Франчайзинг продуктового ритейла в Украине представлен всеми основными форматами розничной торговли. При этом наиболее перспективный, по утверждению специалистов компании GT Partners Ukraine, — дискаунтер.
В пользу мелких
Сегмент дискаунтеров в Украине далек от насыщения. По данным компании GT Partners Ukraine, на 1 миллион жителей нашей страны приходится 12 дискаунтеров, в то же время на 1 миллион жителей в Польше приходится около 50 магазинов, а в Испании — почти 80 таких торговых точек. Главный магнит, притягивающий потребителей в дискаунтеры, — более низкие цены на товары, чем в супер- и гипермаркетах. По словам участников рынка, переориентация на меньшие торговые форматы является мировой тенденцией. «Хорошие темпы развития в прошлом году показали дискаунтеры и «магазины у дома», которые теперь составляют серьезную конкуренцию гипер- и супермаркетам, — считает Татьяна Бабенко, начальник отдела корпоративных коммуникаций «МЕТРО Кеш энд Керри Украина». — Эти обстоятельства заставляют ритейл-операторов, среди которых Wal-Mart, Tesco и Carrefour, осваивать новые форматы небольших магазинов».В марте 2010 года заявил о своем намерении переформатировать гипермаркеты в меньшие магазины и крупнейший российский ритейлер, работающий также в Украине (в Киеве представлен супермаркетом «Перекресток»). Х5 Retail Group планирует отказываться от гипермаркетов в пользу малых форматов и супермаркетов — магазинов площадью от 150 кв. м. Меньший формат требует как меньшего количества начальных инвестиций для запуска, так и меньшей потребности в оборотных средствах для своего функционирования. «Большинство торговых операторов, развивающих сети гипер- и супермаркетов, снизили темпы развития, поскольку открытие одного такого магазина требует больших инвестиций. А доступ к финансовым ресурсам ограничен», — отмечает г-жа Бабенко.
К тому же с падением покупательной способности тенденция идти в супермаркет «за всем и сразу» замещается необходимостью купить только самое нужное. Поэтому небольшие магазины, максимально приближенные к покупателю, с конкретным привычным ассортиментом товаров, пользуются большим спросом, нежели гипермаркеты. В подтверждение этой тенденции компания «АТБ-маркет» в прошлом году открыла 83 дискаунтера.
На сегодняшний день в Киеве насчитывается около 260 современных продовольственных магазинов, представляющих 30 разных торговых сетей. Половина столичных торговых точек работает в формате «супермаркет». Среди торговых операторов в 2009 году больше всего магазинов открыли сеть дискаунтеров «АТБ» (83 магазина) и сеть «Наш Край» (22 магазина).По подсчетам специалистов GT Partners Ukraine, Киев способен поглотить еще от 9 до 14 гипермаркетов и до 200 магазинов меньших форматов. К тому же, как считают эксперты инвестиционной компании VolWest Group (г. Луцк), падение рынка прекратилось и наступило удачное время для возобновления темпов развития.
Так, компания BT Invest (Литва), работающая в сфере продуктового ритейла и девелопмента, планирует инвестировать $100 млн до конца 2010 года в создание сети из 20 супермаркетов Novus. Первый магазин под вывеской Novus появился летом 2008 года в Севастополе. К середине 2010 года сеть планирует открыть еще 3 супермаркета в Крыму, Западной Украине и Киеве. Компания «АТБ-маркет» летом текущего года собирается открыть не менее 15 дискаунтеров в регионах Украины — в Харьковской и Донецкой областях, а также в Крыму. Как сообщила Мирослава Лесник, маркетолог компании VolWest Group, их сеть «Наш Край» до конца нынешнего года пополнится еще 7 франчайзинговыми магазинами и 5 собственными.
Что такое дискаунтер
Это формат магазина самообслуживания, расположенного в непосредственной близости от жилых домов. Торговая площадь дискаунтера не превышает 1 тыс. кв.м., ассортимент товаров составляет до 5 тыс. наименований. Стоимость представленной продукции практически соответствует оптовым ценам. Как правило, дискаунтеры не предусматривают наличия в торговых залах продавцов-консультантов, а также отделов собственного производства.По информации «Статуса»
Комментариев нет:
Отправить комментарий